Американский футбол – это, можно сказать, национальная игра американцев. В штатах его называют gridiron «гридирон» (от англ. grille «сетка, решетка»). Это вид спорта с участием 2-х команд, которые пытаются завладеть мячом, с целью перемещения его в конечную зону противника. В игре набирают очки, по правилам, победителем является команда, набравшая большее количество очков. Игры проходят с жесткими атаками. Данный вид спорта считается насильственным и не может быть участником Олимпийских игр.
История
Гридирон – это сочетание регби и традиционного футбола. Считается, что первая игра состоялась 6 ноября 1869 года между двумя командами колледжей, состоявших из 25 участников. Для игры использовали круглый мяч, который нельзя было взять или нести. Соревнования проходили по правилам «soccer», но с некоторыми корректировками.
В 1873 году был написан первый свод правил, используемых для игр в школах. В 1880 году Уолтер Кэмп поработал над изменениями правил, сократив количество членов команд с 15 до 11 и установил оснастку (проход или мгновенный возврат).
В 1892 году У. Хеффельфингеру заплатили 500 долларов за игру. Выплаты игрокам были запрещены и Национальная футбольная лига (NFL), созданная в 1920 году, с этим боролась. Со временем игра распространились далеко за пределы колледжей и стала профессиональной.
Гридирон – самый популярный вид спорта в США. По данным на 2012 году этим видом спорта увлекаются около 1,1 млн школьников и 100 тыс. студентов. Годовой доход от этих состязаний составляет до 10 млн. долларов.
Правила игры в американский футбол
Официальная организация, курирующая американский футбол, – Национальная футбольная лига. Она создает и следит за выполнением правил, регулирующих игру. Клубы-члены Лиги могут вносить изменения в устав в соответствии с применимыми процедурами голосования. Любой спор в отношении устава решается Комиссариатом Лиги, решение которого окончательное.
Поле
Независимо от уровня, игра проходит на поле размеров 360 на 160 футов. Линии на концах поля именуют конечными. Параллельно на расстоянии 10 ярдов расположены линии ворот. Область между конечной и линией ворот называется конечной зоной, за определенные действия в ней во время игры назначают очки.
В разных лигах расположение и размеры стойки ворот отличаются, но обычно они располагаются в центре плоскости конечных линий. Перекладина находится на высоте 10 футов, ширина вертикальной стойки – 18 футов 6 дюймов.
Мяч
Мяч изготавливается из полиуретана, который заключается в кожаный футляр с зернистым покрытием, желто-коричневого цвета, без каких-либо гофров.
По правилам каждая из команд перед игрой (не позднее, чем за 2,5 часа) должна предоставить по 12 мячей для тестирования. Отбираются 6 мячей. В домашних встречах мячи предоставляются хозяевами.
В зависимости от маневра, различают несколько положений мяча:
- Мертвый – тот, который не введен в игру.
- Мяч готов к игре, когда он выставлен рефери вместе с которого будет введен в игру.
- Живой – мяч, находящийся в игре.
- Свободный – живой мяч, не принадлежащий игроку.
- Fumble – любое действие, кроме передачи, приводящее к потере мяча игроком.
- Муфта – прикосновение игрока к свободному мячу в неудачной попытке завладеть им.
Длительность игры
Матч длится час, разделенный на 4 равных периода, с краткими двухминутными перерывами между первым и вторым периодом и 1-минутным между 2-м и 3-м периодами. Кроме того, каждой команде разрешено брать по 3 таймаута. Однако из-за особенностей игры ее ход постоянно прерывается и в общей сложности игра может длиться до 3-х часов. По правилам спортсмены должны появиться на поле не позднее, чем за 10 минут до стартового свистка. За опоздание назначается штраф в виде лишения права выбора ворот или стартового удара.
Перед матчем судьи и капитаны встречаются в центре поля для броска монеты. Победитель жеребьевки выбирает будут ли команды выполнять изначально в игре роль атакующих либо защиты, или же выбирают какие ворота будут защищать. Если игра закончилась с ровным счетом, назначается 15-минутный овертайм. Встреча продолжается пока не будет выявлен победитель.
Цель игры и очки
Для победы нужно набрать больше очков, чем соперник. Команде с мячом даются 4 попытки продвинуться минимум на 10 ярдов. Когда команда, владеющая мячом, достигает конечной зоны – набирает очки, которые зачисляются следующим образом:
- Приземление (touchdown) – 6 очков. Тачдаун зарабатывается, если игрок с мячом продвинулся в конечную зону, а мяч, находясь в руках пересекает линию ворот, при этом игрок может находиться за ней. И третье условие – спортсмен получает пас от товарища по команде, находясь в очковой зоне.
- Гол в ворота (field goal) – 3 очка. Удар засчитывают если мяч до пересечения линии ворот не ударился о землю или игрока атакующей команды. Если мяч пересек линию и ударившись о ворота возвратился назад, не дотронувшись до земли, по правилам, гол не учитывается.
- Безопасность (safety) – 2 очка. Сейфти назначают, когда в игре, владеющая мячом команда, совершает фол в своей конечной зоне или если посланный в ворота мяч находится вне игры.
После приземления по условиям игр команде предоставляется возможность заработать еще 1 или 2 очка. Если команда с 2-х ядровой линии забьет гол, то ее счет в игре увеличится на очко. Если с той же точки проведет тачдаун, то ее счет в игре будет + 2 очка. Команда защиты (без мяча) по уставу игр может зарабатывать 2 очка путем отбирания мяча в собственной конечной зоне.
Игроки и позиции
Каждая команда представлена 11 игроками. Если на момент, когда мяч готов к игре, количество игроков превышает установленное правилами, команда штрафуется. Производить замены можно в любом количестве. В игре есть команда нападения (с мячом) и команда защиты.
Игроки в нападении располагаются строем за линией схватки. Семеро стоят прямо на линии, остальные выстраиваются позади. Спортсмены в защите могут располагаться любым способом.
Команда нападения
Позиции игроков стандартные практически всегда, но разные команды используют их неодинаково. Вторая линия команды с мячом представлена следующими игроками:
- Центральный (C) начинает игру со схватки. Как следует из названия, центральные ведут игру в середине линии наступления, они обязаны блокировать защитника. Центру разрешено бросать мяч кому-нибудь позади него, но в большинстве игр он передает его квотербеку.
- Наступательные гарды (OG) – два игрока по обе стороны от центра. Их функция – блокирование бегущих и проходящих игроков. Кроме блокировки гарды могут отступать от своей исходной позиции и бежать позади других атакующих игроков, чтобы нанести удар.
- Наступательные тэклы (OT) – два футболиста, задача которых блокировать – физически удерживать защитников подальше от атакующего. Тэклы в основном в игре отвечают за внешнюю защиту. Эти спортсмены обычно имеют большой рост – около 193 см и вес – до 140 кг.
Члены команд, стоящие на линии, состоят из беков и ресиверов. Их основная задача в игре – продвижение мяча в очковую зону. В этом наборе игроков есть 4 основные позиции:
- Квотербек (QB) – главный защитник мяча в нападении. Он может занимать одну из трех позиций. Если получает мяч от центра из рук в руки, чтобы начать игру, то говорят, что он находится «под центром». Если располагается позади центрального на некотором расстоянии – находится в «стрельбе из дробовика», если рядом с центром – «формирование выстрела».
- Раннинбеки Running back (HB/FB) находятся позади всех игроков нападения. Они получают передачи от защитников, ловят пасы и блокируют. Различают несколько видов раннинбеков, в зависимости от того, где они выстраиваются и какую роль выполняют. «Хвосты» — основные держатели мяча в стремительных играх. «Защитники» действуют, как блокираторы, выстраиваясь ближе к линии схваток.
- Wide receiver (WR) – буквально «широкий получатель». Когда игра начинается, они выстраиваются возле боковой линии широко друг от друга, наиболее далеко от остальной части команды. Их основная роль – ловить пасы защитника. Это быстрые тактические игроки, они стремятся избежать, перехитрить или просто обогнать защитника на пути своего проходного маршрута. В зависимости от занимаемой позиции выделяют 3 вида WR: сплитэнд split end (X или SE), flanker black (Z или FL), slotback slot recelver (Y, SB или SR).
- Тайтэнд (TE) – действуют по обе стороны от тэклов или непосредственно рядом с ними. Они считаются гибридной позицией, выполняющей роль и нападающего, и широкого получателя.
Команда защиты
Защита начинает игру со схватки. Ее цель – не дать забить другой команде. Правилами позиции оборонительной команды, они не ограничены. Игроки могут выстраиваться в любом месте на своей стороне. Однако со временем игроки разделились на 3 основные группы и стали занимать определенные позиции.
Оборонительная линия:
- Оборонительные тэклы (DT) – ведут игру в центре оборонительной линии. Это самые крепкие члены команды. Они преследуют квотербека, сбивают пас на линии, если он в пределах досягаемости, разбивают игру в тылу соперника.
- Оборонительные энды (DE) – располагаются на концах оборонительной линии. В игре они атакуют бегущих с мячом, останавливают наступательные движения. Более быстрые стоят на правой стороне линии обороны, поскольку это слепая зона правого защитника.
Полузащитники – линейные игроки (LB), выстраивающиеся в линию на расстоянии 4 м за линией схватки:
- Средний или внутренний полузащитник Middle linebacker (MLB). В игре они считаются основной защитой. Останавливают бегущих защитников, преодолевающих линию обороны, закрывают проходы по центру.
- Внешние полузащитники Outside linebacker (OLB) отвечают за внешнее сдерживание.
Второстепенные защитники играют за полузащитниками, непосредственно за спиной или возле боковой линии.
- Угловые Cornerback (CB) – предотвращают успешные пасы, отбивают мяч. В сложной игре сдерживают бегуна с мячом, разворачивают его на середину поля.
- Safety (S) – наиболее удаленные от линии схватки игроки. Действуют в середине или около боковой линии.
- Никельбэк и димбэк обеспечивают дополнительную защиту.
Защитные формации обозначают цифровым кодом, наиболее распространенные 3-4 и 4-3, где первое значение – защитники, второе – полузащитники.
Экипировка
Соревнующиеся одеты в специальную униформу, которая по правилам включает следующее:
- Шлем, защитные маски. Запрещено использовать защитные приспособления из прозрачных материалов.
- Трикотажные изделия должны закрывать все защитное снаряжение, одетое на спортсмена. Майки должны быть заправлены в течение всей игры.
- Цифры. В американском футболе спортсмены могут носить только определенные цифры на майке, в зависимости от позиции. Цифры должны быть 8 дюймов в высоту и 4 в ширину, при этом резко контрастировать с тоном майки, чтобы судьи, кто владеет мячом. Потому что по уставу, когда встреча начинается не все имеют право владеть мячом.
- Брюки должны быть выше колена
- Наплечники, набедренники, наколенники. Разрешены наколенники баскетбольного типа. Все прокладки не должны выглядывать из-под одежды.
- Чулки должны быть высотой до низа штанов. Босоногие спортсмены могут не надевать чулки во время игр ногами.
- Обувь виде кроссовок должна соответствовать цветовой гамме, утвержденной командой. Обувь часто выбирают в одном из стилей, утвержденном Лигой.
Нарушения правил и штрафы
Поскольку гридирон – это контактный вид игры, требующий баланса между нападением и защитой, существует множество правил, регулирующих безопасность и действие участников каждой команды. Без нарушений не обходится ни один поединок, поэтому была разработана сложная система фолов и штрафов, чтобы позволить наказанию соответствовать преступлению.
Фол в спорте – это нарушение устава, характеризующийся неуместным либо несправедливым действием спортсмена. Даже если оно не преднамеренное, то может принести серьезный вред (травму) самому игроку или другим участникам состязаний.
Общие виды штрафов
В большинстве случаев штраф назначают в виде переигровки и перемещения мяча к конечной зоне команды-нарушителя. Расстояние обычно составляет 5, 10, 15 ярдов в зависимости от серьезности нарушения и установленного правилами за него наказания.
Краткий список фолов с мерами наказания.
Вид фола | Описание | Штраф |
Блок ниже талии | Незаконное движение (удар, задержка) в любое место ниже пояса в попытке пронести мяч или в ходе обороны. | 15 ярдов |
Блок в спину | Удары, толчки, наносимые противником, находящимся сзади. | 10 ярдов |
Чоп блок или «хай-лоу» | Атакующий пытается блокировать защиту, которая уже заблокирована другим атакующим. | 15 ярдов |
Задержка игры | Любое действие, препятствующее ходу матча, включая неспособность забить мяч, до того, как истекло игровое время, препятствие атаке из-за спешки и прочие. | 5 ярдов |
Посягательство | Незаконное пересечение до начала состязаний линии схватки защитником и вступление в контакт с противником. | 5 ярдов |
Нарушение оборудование | Выход на поле без необходимого защитного снаряжения. | Спортсмен, на усмотрение судьи, исключается до конца матча или до момента, пока не наденет защитные средства |
Лицевая маска | Игрок, пытаясь захватить или блокировать другого спортсмена, хватает его за маску. | 15 ярдов |
Столкновение шлема с шлемом | Намеренные удары головой о голову другого спортсмена. | 15 ярдов плюс дисквалификация нарушителя до конца матча |
В уставе достаточное большое количество нарушений, список которых с годами только увеличивается.
Преднамеренные фолы
Нередки случаи, когда команда преднамеренно совершает фол, чтобы получить штраф, который можно выгодно реализовать.
- Команда намеренно задерживает игру или совершает фальстарт, чтобы полученный штраф использовать для подкрепления линии схватки до удара. Это один из немногих примеров преднамеренного нарушения, который допускается как стратегия.
- В целях предотвращения касания, вмешательство защитного прохода может быть совершено в конечной зоне или вблизи нее. Это дает команде защиты шанс предотвратить приземление. Если подобные действия начинают носить систематический характер – рефери может расценить это как неспортивное поведение, за которое следуют более жесткие штрафы.
- Во время нарушения часы останавливают. Команда может сделать преднамеренный фол, чтобы передохнуть, когда таймауты недоступны.
Судьи
В гридироне, пожалуй, самый многочисленный судейский состав. Их задача – обеспечение соблюдения устава игр и контроль времени. Все судьи имеют свисток, носят черно-белые полосатые рубашки и черные шляпы, кроме одного – у него шляпа белого цвета. У них также есть желтый флаг, который выбрасывается в случае нарушения.
В штате 7 судей, находящихся на разных местах и выполняющих определенные обязанности:
- Referee – главный судья, располагается сзади и сбоку от наступательных защитников. Отвечает за надзор за матчем, имеет авторитетное слово при подсчете очков. Рефери объявляет наказания, обсуждает нарушение с капитаном команды-нарушителя.
- Umpire (англ. «судья») – находится в тылу команды защиты, кроме матчей НФЛ, где он располагается сбоку от рефери. Судьи следят за игрой вдоль линии схватки, чтобы на поле было не более 11 нападающих, и никто из атакующих не участвовал в проходных играх.
- Back judge – задний судья стоит позади Umpire. Следит чтобы на поле число членов команды защиты не превышало 11 человек. Определяет можно ли дать дополнительные одно или два очка, имело ли место нарушение при пропуске.
- Head linesman – нижний судья находится на одном конце линии схватки. Следит за линией схватки. Фолами с использованием рук.
- Side judge – боковой располагается в 20 ярдах от нижнего судьи на линии
- Line judge – судья на линии стоит напротив Head linesman. Контролирует замены, линию схватки во время ударов. Уведомляет рефери. Когда истекло время четверти, уведомляет главного тренера команды хозяев о том, что до конца перерыва осталось 5 минут.
- Field judge – полевой следит за часами, подсчитывает количество защитников на поле.
Правила американского футбола для чайников
Несмотря на большую популярность, американским футболом профессионально занимаются только мужчины. Игры с участием женщин не запрещены, но соревнования устраиваются только в школах и колледжах. Зато женщины есть в числе должностных лиц НФЛ. В 2015 году председателем НФЛ стала Сара Томас. Но, чтобы добиться такой должности нужно знать тонкости и нюансы данного вида спорта. Начинают с самого простого – ознакомления с основными правилами.
Гридирон – сложная игра, особенности которой подробно прописаны в официальном уставе. Чтобы не запутаться нужно познакомиться с кратким изложением ее основных положений:
- Игра любого уровня проходит на поле размером 160 на 100 ярдов, с площадью 10 футов на каждой стороне, называемой конечной или очковой зоной. Новичкам рекомендуется сразу начинать играть на корте, размер которого максимально совпадает с установленным уставом НФЛ.
- Во встрече участвуют 2 команды противников по 11 спортсменов в каждой. Одна из участников – команда нападения. Они владеют мячом и пытаются «занести» его в конечную зону противника. Соответственно, противостоящая команда – защита. Ее члены пытаются всячески препятствовать набору очков, поскольку победителем будет тот, у кого их больше.
- Игра профессионального уровня длится час. Состязаться такое большое количество времени без перерыва – абсурдно, 60 минут поделены на 4 равных промежутка. Кстати, НФЛ регулирует уставом время матч в школах. Игра у подростков длится 48 минут и также поделена на равные части – четверти. Начать можно с использованием именно этих нормативов.
- Игра начинается, а потом и каждая четверть с подбрасывания монеты – самый распространенный и простой способ жеребьевки. Победитель выбирает будет ли он сам бегать с мячом или отдаст это право сопернику. Если команде, выигравшей жеребьевку более важно какую сторону она будет защищать, то вместо тактики она может выбрать сторону поля.
- В отличие от традиционного, в американском футболе активная игра разворачивается с первых секунд. Кто «спит», тот теряет очки. Но тут важное значение имеет особенности обоих видов спорта, что в гридироне – тактический ход, что в соккере – грубое нарушение.
Подсчет очков для чайников
Как было сказано, победителем игры становится тот, кто набрал больше очков, и с какой разницей неважно. Их начисляют, если мяч пронесли в очковую зону, а вот конкретное количество зависит от способа «доставки» мяча в эту зону.
- 6 очков дают, кода игрок с мячом забегает в конечною зону команды обороны. По ходу его движения к цели, члены команды защиты мешают ему до последнего. Если игрок в процессе обороны упал, но смог, держа в руках, перенести мяч за линию 10-футовой зоны атакующей команде то же засчитают 6 баллов.
- 3 очка атакующие участники получат, если ее член доставил мяч в пределы конечной зоны посредством гола. Но, на уровне конечной линии подвешены вороты с сеткой. Если мяч в нее влетит и его отрикошетит обратно, то очки не дадут.
- 2 очка начисляется если атакующий, отбиваясь от защиты, в своей конечной зоне совершает фол.
Игроки не должны упускать ни малейшей возможности заработать хотя бы одно дополнительное очко. После того, как команда заработала 6 очков, она может попробовать с расстояний 2-х ярдов от очковой зоны забить гол. При удачной попытке на табло под названием команды, количество очком увеличится на 1. Или с того же расстояния может попробовать пронести повторно мяч в зону, если получится – разрыв в счете в ее пользу будет в 2 очка.
Особенности американского футбола в России
Игра в Советском Союзе была под запретом. Впервые она появилась в 1989 году, когда 2 футбольные команды из Оклахомы провели 3 показательные соревнования в столице, Ленинграде и Таллине. Игра в каждом городе вызвала ажиотаж, что стало толчком к созданию команд в СССР.
Первое официальное соревнование с участием сборной Советского Союза состоялась 17 сентября 1989 года. Игра закончилась проигрышем с разгромным счетом 77-6. В 1990 году была создана независимая ассоциация по американскому футболу. Сборная СССР начала готовится к чемпионату Европы, ожидая игру с Норвегией в декабре, но встреча была отменена. В январе 1991 года сборная дебютировала на чемпионате Европы в игре против сборной Нидерландов.
В 1991 образовалась Евразийская лига, в которую вошли команды из бывших советских республик. В 1996 году была создана Московская федерация американского футбола. В 1998 году на чемпионате Европы среди юниоров, сборная России заняла четвертое место. В 2002 Россия на том же турнире завоевала золото.
В настоящее время национальная американская игра в России считается любительским видом спорта и плохо финансируется. Команды существуют за счет исключительно внутренних взносов. Еще одна, достаточно серьезная проблема – поле, ни у одной из команд нет собственного корта, соответствующего правилам НФЛ, обычно встречи проводятся на футбольных, уплачивая аренду.
Несмотря на трудности, гридирон медленно, но развивается. Официальных команд по всей стране пока не более 100. Но в некоторых уже есть высокая конкуренция за попадание в первый состав.