Керлинг (англ. curling, curl «крутить») – спортивная игра на льду с участием 2-х команд. Цель игры – попасть, пущенным по ледовому полю специальным камнем с ручкой в центр внешнего круга (дом), расположенном в конце игровой площадки. Данный вид спорта – самый молодой участник олимпийской программы.
История
Спорт родом из Шотландии, доказательства тому камень, датированный 1511 годом, найденный в пруду после осушения, шотландского города Данблейне. Спортивный снаряд хранится в музее Стирлинга Смита.
Слово «керлинг» впервые появилось в печати в 1620 году в Перте, Шотландия в поэме Г. Адамсона. Спорт был также известен как «рев игры» из-за звука, издаваемого камнями во время движения по игровой поверхности.
Kilsyth Curling Club, формально созданный в 1716 году, претендует на звание первого клуба в мире. Он существует и по сей день. Килсайт считается самой старой площадкой для игр – это пруд размером 160 на 250 м. Первые официальные правила были разработаны Королевским Каледонсим клубом керлинга, созданным в 1838 году.
Первые камни были обычными плоскодонными камнями из рек, непоследовательных размеров и формы. Игра была популярна в Шотландии в XVI-XIX вв., поскольку климат обеспечивал хорошие ледовые условия каждую зиму.
Сегодня спорт прочно обосновался в Канаде, куда его привезли шотландские эмигранты. Первый чемпионат мира, который состоялся в 1959 году в шотландском городе Фолкерке, и был ограничен мужскими сборными. Первый чемпионский титул завоевала канадская команда.
Керлинг: правила игры для чайников
Керлинг не относится к популярным видам спорта и вряд ли будет широко освещаться по телевидению или когда-нибудь станет излюбленной миллионами игрой. Несмотря на это, игра все же имеет свою армию поклонников, в нее с удовольствием играют не только в северных, но и в южных широтах. Это уникальная игра достойная прозвища «шахматы на льду».
Спорт отличителен во всем, начиная от незамысловатости правил. Но, как и у всякой игры, они есть и их основы нужно знать:
- В состязания участвуют 2 команды по 4 спортсмена в каждой, которые продвигают свои камни к центру цели (дом) и получают за это очки. На путь камня влияют игроки, которые подметают и чистят лед специальными метлами, изменяя его скорость и скручивание.
- В игре нет четко установленных временных рамок. По правилам, в одном матче 10 периодов (на менее масштабных турнирах 8), из-за отсутствия четких рамок по времени они называются не таймами (time), а эндами (end). Каждый из периодов в среднем длится 10-15 минут, а весь матч – от 40 минут до 3-х часов.
- Соревнуются на ледяной прямоугольной поверхности в виде ленты или листа. Ширина поля в пределах 5 м, что позволяет на одном стадионе размещать более одной площадки и играть, соответственно, могут сразу 3-4 команды. В отличие от других видов спорта на льду игроки состязаются не на коньках, а в специальной обуви с гладкой подошвой для скольжения.
- Одна и вторая команда бросают по 8 камней. Выбор оттенка ручки снаряда определяет победитель жеребьевки, проводимой перед игрой. Очки подсчитывают после заброса соревнующимися всех положенных камней. За каждый снаряд, который ближе, чем у противника дают очко. Чтобы его получить камень должен стоять «в доме», то есть касаться любого из кругов или ручкой зависать над ними.
- В игре победителем становится команда, набравшая наибольшее количество очков по завершении всех эндов. Если у команд после десяти эндов равный счет, то разыгрывается дополнительный период.
- Если участнику поединка на каком-то этапе покажется, что он не способен победить в игре, он может официально признать поражение. Но по правилам некоторых турниров, придется сыграть определенное количество эндов.
Например, приложение Мелбет позволяет заключать пари на европейские чемпионаты, Евролигу и товарищеские матчи по керлингу.
Керлинг: основные правила
Руководящим органом об аккредитации керлинга является World Curling Federation (WCF). Федерация состоит из 61 члена – национальных федераций. Россия стала членом ассоциации в 1992 году.
WCF представляет спорт на международном уровне и способствует его развитию через сеть ассоциаций. Одна из основных задач организации – формулирование и утверждение правил спорта для мировых и других игр, утвержденных ею же. Все национальные федерации обязаны проводить игры в соответствии с основными положениями.
В играх на всех уровнях могут участвовать представители обоих полов в возрасте от 10 лет. Соревнования для юниоров и старшей возрастной группы проходят в соответствии с общими правилами. Некоторые коррективы распространяются только на соревнования на колясках.
Керлинг-лист (curling sheet)
Игровая поверхность представляет собой плоский ровный прямоугольный участок льда с длиной 44,501-45,72 м и шириной 4,318-4,75 м. Область по периметру очерчивается линиями. Все линии на поле должны быть начерчены в строгом соответствии с релизом.
Цель (дом) находится в центре пересечения center line, проведенной вдоль центра игрового листа и tee line, вытянутой на 4, 9 м от back line и параллельно ей. Эти линии делят дом на кварталы. Дом состоит из центрального круга (кнопка) и трех концентрических колец диаметром 4, 8 и 12 футов, который красят или укладывают виниловый материал отличный по цвету. Чтобы в игре засчитали очко, камень должен, по крайней мере, касаться внешнего кольца, а в идеале остановиться на кнопке. В противном случае кольца – просто визуальное средство для оценки какой снаряд расположен ближе кнопке. Hog line проводятся в 11 м от back line и параллельно ей.
Hack line фиксируются на расстоянии 3,7 м за каждой кнопкой. На крытых катках обычно есть 2 две фиксированные hack line.
Площадки, где проходят международные игры, покрыты естественным льдом, который замораживается в холодильных установках. Ключевым моментом в подготовке к игре льда является разбрызгивание на лед капель воды, образуя галечную поверхность. Галька, контактируя с вогнутым дном камня, уменьшает силу, противодействующую его продвижению по льду.
Камень
Для игр применяют камни, изготовленные из гранита. На международные игры допускаются снаряды, изготовленные из гранита, добываемого из скал на острове Эйса Крейта или в Уэльсе, поэтому камень также называют скала.
Единственная часть камня, соприкасающаяся со льдом – «бегущая поверхность» (running surface), узкое плоское кольцо диаметром 130 мм и шириной 6,4-12,7 мм. Внутренняя часть кольца полая вогнутая. Сверху болтом прикреплена рукоятка, позволяющая захватывать и вращать снаряд при отпускании. На играх могут устанавливать электронный прибор, определяющий соприкасалась ли рука игрока с рукояткой при прохождении hack line.
Если снаряд разламывается, то новый устанавливают в месте, которое согласовывают между командами. Если участники не пришли к общему мнению, энд переигрывается. Если камень при движении перевернулся и упал на бок или ручку, его немедленно удаляют.
Метла
В начале каждой игры участники указывают какой тип подметающего устройства будет использоваться на протяжении всего матча. Метла или щетки используются в игре для обеспечения нужного движения камня. Они уменьшают трение, благодаря чему камень перемещается по более прямому пути.
Материал, из которого делаются подметающие устройства, и их габариты правилами не регламентируются. Обычно они представляют собой полые трубки из стекловолокна или деревянного дюбеля с головкой из щетины на конце. Щетина может быть из ткани или конского волоса, которую завивают. Производители стали выпускать щетки с «направленным ворсом», что давало игрокам преимущество. Всемирная федерация керлинга даже вводила запрет на их использование на сезон 2015-2016 года.
Во время игрового процесса, метлы располагают так, чтобы они не мешали и не отвлекали внимание спортсмена, находящегося в процессе доставки. Если метла во время игры сломалась, она должна быть заменена на однотипную.
Доставка или бросок
Игры проходят с участием двух команд, по 4 человека в каждой. Оба участника доставляет в каждом энде по 2 камня подряд, чередуясь с между собой. Право первым доставлять камень в первом периоде игры, разыгрывается путем подбрасывания монеты.
В керлинге регламентируются не только позиции игроков, но и четко описываются их действия. Игроки, за исключением скипа, по очереди бросают и подметают камень. Скип – это капитан команды, он определяет стратегию, удерживает метлу в доме, указывая членам своей команды на другом конце листа куда нужно направлять камень.
Скип обычно бросает два последних камня, но может выполнить доставку и вначале, правилами это не запрещено. По ходу игры капитан оценивает различные аспекты: характеристики ледового покрытия, вес камня и выбирает лучшую тактику для броска.
Перед доставкой поверхность снаряда очищается, предполагаемый путь подметается, потому что любая грязь может изменить траекторию и испортить бросок, что грозит проигрышем. Во время броска спортсмены слегка отклоняются влево или вправо от центральной линии, в зависимости от того, какая рука рабочая. В играх используют два вида броска: обычный, не отрывая ног от пола и бросок по Манитобу – когда игрок скользит по льду.
Метатель должен убрать руку с камня до того, как его передний край пересечет hack line. Если спортсмен не успеет отпустить снаряд, его исключают из игры.
Если спортсмен бросает камень противостоящей стороны, после остановки спортивный снаряд заменяется снарядом, принадлежащим участнику, делавшему доставку. Если соревнующийся нарушает очередность броска, ошибку не засчитывают и заканчивают энд, но метатель в нем делает последний бросок. Если в одном периоде сделано большее количество бросков, игра не останавливается, но количество доставок у нарушившего игрока снижается.
Свипинг
После того, как камень брошен, на его траекторию влияют игроки с метлами, действующие по указанию капитана. Во время подметания слегка растапливается лед под метлами, тем самым уменьшая трение при движении камня по этой части льда.
Одним из основных технических аспектов керлинга является знание и умение мести правильно. Когда подметается лед, снаряд движется и дальше и прямее, но не всегда оба варианта нужны.
Большая часть криков во время игры – это скиперы и подметальщики обмениваются информацией о линии, весе снаряда. Большинство команд использует систему счисления, чтобы сообщить в какой из 10 зон подметающие игроки остановят камень. Некоторые используют секундомеры, чтобы отсчитать время от задней линии или линии, до ближайшей hack line. Применение обоих способов правилами не запрещено.
Обычно игроки, выполняющие свипинг, находятся на противоположных сторонах пути камня. Во время игры при захвате щетки одна рука должна находиться на одной трети от верха ручки, а другая на одной трети от головы метлы. Метлу держат под таким углом, чтобы на лед оказывалось наибольшее давление.
По правилам, свипинг разрешен в любом месте полосы до tee line. Как только передний край камня пересекает линию, свиповать может лишь один игрок.
Типы бросков
Существует несколько типов бросков, использующихся для аккуратного размещения снарядов, с целью провести ту или иную стратегию:
- Камень-охранник или защитник (guard) ставят перед удачно стоящим снарядом или в месте, куда собираются ставить его в будущем. Охранник должен защитить камень или затруднить бросок противостоящей стороны.
- Антифриз – очень редкий и сложный бросок, при котором камень доставляется так, что он устанавливается за другим снарядом, уже находящимся в игре.
- Дро (draw) – камень, не выбивающий другие, ставится в доме либо перед ним.
- Взрыв (blast) – сильный бросок предназначен для удаления снарядов из игры. Часто является последним средством, когда нет других жизнеспособных выстрелов.
- Кетчер – снаряд, стоящий за ти-лайн, препятствующий удалению других снарядов.
- Двойной вынос – выстрел, при котором удаляют 2 других снаряда. Если удаляется доставленный камень и еще один, это выстрелом не считается.
- Рейз – играемый снаряд толкает другой, прямо в дом.
- Рейз тейкаут – выстрел, при котором доставленный снаряд сталкивается со вторым камнем, который в свою очередь выбивает третий.
«Горящий камень»
Иногда игроки могут случайно коснуться камня метлой или частью тела. Ожидается, что спортсмены сами укажут на свое нарушение. Наказание зависит от того, член какой команды коснулся спортивного снаряда и в какой игровой зоне в этот момент находился камень. Средства правовой защиты за нарушения варьируются от оставления камня на том месте, где он остановился до изымания его из игры. Часто в неофициальных соревнованиях решение в отношении того, может ли камень остаться в игре, принимает капитан. Прикосновение неподвижного камня не является нарушением, а сдвинутый снаряд ставят на место.
Молот
Последний камень, доставляющийся в игре, называется молот (hammer), его метание дает тактическое преимущество. Перед игрой команды решают кто получит молот в первом энде. Делают они это либо путем подбрасывания монеты, либо путем розыгрыша «ничья на кнопке». Розыгрыш используется на международных масштабных турнирах, например, Олимпийских играх. Члены команд бросают камень, чей станет ближе к кнопке, тот и выиграл.
На всех последующих этапах команда, не забившая на предыдущем этапе, бросает второй по очереди, соответственно, и последний – молот. В случае, если ни одна команда не довела камень до дома, энд называется «глухим», а право последнего броска остается в той же команде. Естественно, с молотом набирать очки гораздо легче – стараются набрать минимум 2 очка. Если капитан видит, что получится взять только очко, он может принять решение вообще не набирать баллы, таким образом получит право последнего броска в следующем периоде. Такая стратегия дает шанс команде заработать два очка в следующем энде, где возможно игровые условия лучше.
Свободная охранная зона (fgz)
Свободная охранная зона – это зона скручивания между хог и ти линиями, за исключением дома. До тех пор, пока в игре не будут разыграны 5 снарядов (три со стороны одних участников без молота и 2 со стороны другой команды с молотом), камни в свободной охранной зоне не могут быть удалены снарядами противника. Если снаряд в свободной охранной зоне выбивается из игры, он устанавливается так, как он стоял до броска, а снаряд противника удаляют.
Это, так называемое, «Правило пяти камней». Его ввели относительно недавно, как ответ на стратегию, когда команды забирали лидерство в игре, а затем выбивали все снаряды противника. При таких обстоятельствах соперник мог, в лучшем случае, набрать одно очко и то, при условии, что у него право последнего броска. Некоторые фанаты считают, что новые ограничения сделали игру более скучной.
В ответ начали разрабатываться различные стратегии, одна из них игра «тик». Участник делает попытку сбить охранника в сторону, достаточно далеко, чтобы его было трудно или невозможно использовать, но он все еще оставался в игре. Эффект функционально аналогичен удару охранника, но значительно сложнее, поскольку выстрел, который ударяет слишком сильно по охраннику, приводит к замене.
Стратегии
Выбранная стратегия в игре зависит от мастерства участников состязания, соперников, состояния льда, количества очков в игре, сколько осталось периодов. Команда может играть в конце агрессивно или обороняться. Агрессивная игра способна дать очки. Игра будет более захватывающей, и болельщики увидят накал страстей, если к концу счет равный.
Если у команды нет преимущества в последнем камне, она скорее попытается забить четырехфутовую зону в доме, ограничивая противнику доступ к цели. Если у участника состязаний есть такое преимущество в игре, она будет держать четырехфутовую зону свободной.
Для участника с последним камнем идеальная стратегия в игре – набрать минимум 2 очка. Забив одно очко, команда теряет преимущество последнего камня в последующем периоде. Если набрать 2 очка не получается, команда часто в игре действует по принципу «так не доставайся же ты никому». Она старается выбить снаряды из дома, чтобы никто не набрал в игре очки.
Обычно, чем большее лидерство у команды в игре, тем более оборонительно она играет. Ударяя по всем камням противника, лидер устраняет возможность получения им очков. Оставлять камни в игре, даже если это удобно, может быть очень опасно. Противники по игре могут повернуть снаряд назад – если он расположен перед tee line или заморозить его – если он находится за ти-лайн. В игре трудно убрать «замерзший» камень, поскольку он «замерз» перед камнем противника или касаясь его. На этом этапе часто используют «пилинг», это означает, что доставляющийся камни будут не только ударять по снарядам, но и выходить из игры.
Подсчет очков в игре
Победу одерживает участник, набравший больше очков по завершении всех периодов. Очки начисляются в конце каждого энда по следующей системе: после заброса всех восьми камней, побеждает участник, снаряд которого расположен ближе к цели. Следовательно, соревнующиеся до последней минуты в игре могут принимать стратегические решения.
Очки засчитают, если снаряд лежит в пределах 12-футовой зоны или любая его часть расположена за краем кольца.
Глазу может быть не очевидно, какой из двух снарядов ближе к кнопке или действительно ли скала «кусающая». Для определения используют специальные устройства, но только после завершения периода.
Виды табло
Очки отмечают на табло, которое бывает двух видов:
- В стиле бейсбола – энды отмечают от 1 до 10 (или 11 на случай назначения дополнительного энда) плюс еще один столбец для итога. Ниже находятся 2 строки, по одной на команду. В правой колонке указывают результаты и общий счет.
- Табло клуба. Для подсчета очков на этой доске требуется использование 11-значных карт, в то время, как для начисления очков по бейсбольному типу, может потребоваться неизвестное количество кратных цифр. Ряд с целыми цифрами представляет все возможные, накопленные балы, а числа, помещенные в ряд команд, представляют собой энд, в котором данный участник набрал кумулятивный балл. Если, например, красная (цвет команды определяются по оттенку ручки снаряда, который выбрал победитель розыгрыша перед поединком) команда набирает 3 балла, то 1 ставится рядом с номером 3 в красном ряду. Если они наберут еще 2 во втором энде, то цифру 2 разместят рядом с 5 в красном ряду, указывая, что у красной команды всего 5 очков. Если ни один из участников не наберет очки – это называется пустым результатом. Номера пустых эндов указывают в самом дальнем столбце справа.
Что такое «снеговик»?
Идеальный результат в одном энде – восемь очков или «снеговик». Такие результаты крайне редко встречаются в соревнованиях, и Канадская ассоциация керлинга дает награду команде, у которой «снеговик». Последний раз награду в размере 8000 долларов назначали в 2007 году.
На олимпийских соревнованиях никогда не было восьмерок. Самый близкий к этому значению был «семизначный», забитый шотландкой Евой Муирхед на зимней олимпиаде, проходившей в Сочи в 2014 году. В смешанных парных соревнованиях максимальный результат в шесть очков был достигнут на олимпиаде в 2018 году, между Швейцарией и США.
Самая знаменитая восьмерка прошла на Турнире Большого шлема по керлингу среди женщин, где призовой фонд составлял 100 000 канадских долларов. Борьба шла между Келли Скотт (чемпион мира) и Кети Кинг (бронзовый призер мира). В 6-м периоде Кинг играла довольно плохо, а Скотт извлекала пользу из этого. Кинг срикошетила свой последний камень в сторону переполненного дома. Хотя бросок был тяжелым, но снаряд остановился в 18 дюймах от задней части дома, этого было достаточно, чтобы набрать восьмое очко.
Подводя итог
В данном виде спорта спортивное мастерство называется «духом керлинга». Он побуждает команды поздравлять соперника с хорошим броском, сильным свипингом или эффективной формой. Перед поединком, команды желают противоборствующей стороне победы.